Аллея звёзд — Светлана Дружинина – актриса

Светлана Дружинина – актриса, режиссёр, сценарист, народная артистка России.
Светлана Дружинина – актриса, режиссёр, сценарист, народная артистка России.

ЦИТАТЫ:
«Я вернулась на «Мосфильм», позвала свою группу и сказала: «Сядьте, чтобы вам не упасть! Режиссёр Дружинина отказала актрисе Дружининой в роли Анны Бестужевой».»
«Почему мы должны стесняться своего прошлого? Надо всё изучить, надо уметь понимать, а понять – значит простить, а простить – это значит принять.»
«Я и сама как женщина-режиссёр руковожу своим маленьким государством в виде семьи и съемочной площадки.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: Доброе утро, друзья! Сегодня к нам в гости пришла заслуженный деятель киноискусств РСФСР, народная артистка России и кинорежиссёр Светлана Дружинина! С добрым утром!

СД: Сегодня праздник у девчат!

ПС: Это точно! Кстати, насчёт девчат мы ещё поговорим, но начнём с другого. Как ни крути, но Ваше режиссёрское имя связано с «Гардемаринами».  А правда ли, что полюбившихся героев в  исполнении Дмитрия Харатьяна,  Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова сначала должны были играть не эти артисты? 

СД: Да. Например, на роль Саши Белова пробовался и всем невероятно приглянулся Олег Меньшиков. Он эту роль и озвучил своим собственным голосом в итоге.

ПС: А почему в кадр он не попал?

   

СД: Мне нужен был такой белокурый, щекастый парень, похожий на Добрыню Никитича. Мы пытались  Меньшикова покрасить, перекрасить, но ему это не шло. Планировалось участие в фильме и моего любимого актера Юрочки Мороза. Я была уверена, что из него получится удивительный Лёша Корсак. Правда, в то время у всех актёров был договор, что на время съёмок в «Гардемаринах» они отказываются от любых приглашений, потому что им нужно было ездить в Алабино скакать на лошадях, учиться фехтовать на шпагах, стрелять… Однако Юра Мороз, отснявшись в одном эпизоде, где он бродил в сумерках еще и в женском одеянии паломницы, не смог продолжить съемку. Позвонила второму режиссеру его жена и сказала, что Юра не может в определенные дни сниматься, потому что он будет работать над своим дипломом на  режиссёрском факультете. И меня обязали его заменить. Муж мне тогда сказал: «Свет, у меня такой дивный парень снимается в фильме «Эсперанса». Он симпатичный и даже на тебя немножко похож. Он такой же длиннолицый, длинноносый и узкоглазый. Это Димочка Харатьян». Вот так в картине появился Димочка Харатьян, который вначале очень нервничал и волновался.

ПС: А Вы же хотели сами сниматься? Играть Анну Бестужеву? Кто не утвердил?

 

СД: Я же операторская жена, а потому всё время смотрю в камеру. Вот пока я бегала от камеры, наблюдая, как будут действовать актрисы и гвардейцы, то вдруг поняла, что, возможно, что-то сделаю плохо. Невозможно рыдая, с наклеенными ресницами, да ещё чуть ли ни к верху ногами брыкаясь, потом бежать к камере. Я вернулась на «Мосфильм», позвала свою группу и сказала: «Сядьте, чтобы вам не упасть! Режиссёр Дружинина отказала актрисе Дружининой в роли Анны Бестужевой».     

ПС: Жестко Вы с собой поступили, конечно. Сейчас проходит Московский  Международный кинофестиваль. Мы знаем, что Вы часто по фестивалям ездите, как по своим, так и в качестве гостя либо члена жюри.  

СД: Да. Более того, в этом году я провожу свой собственный Фестиваль исторического кино в Калуге. Я его делаю в основном для начинающих свой жизненный путь – для школьников и  студентов. Я считаю, что историю свою следует знать.  

ПС: На фестивалях показывают много фильмов, которые хвалят киношники. Иногда эти картины практически на фестивалях только и остаются. Это нормальный процесс или нет? Народ ведь потом эти ленты не видит, поскольку у них нет широкого проката.

 

СД: Вы задели за больное. Киноиндустрия, так же как и сельское хозяйство, имеет две составляющие – процесс создания продукта и кинорынок, а точнее так называемый прокат. Вы видите сейчас у нас на рынках наши отечественные товары? Нашу морковку, наши помидоры? Что-то подобное происходит и с нашим кинематографом. Именно поэтому я с большим уважением отношусь к большому количеству маленьких фестивалей. Я уже была на фестивалях в  Магадане и Когалыме. А вот сейчас еду в Ульяновск, куда везу свои картины. Обычно смотрятся они с удовольствием, и никто никогда не уходит. Мы  с моим мужем Анатолием Михайловичем Мукасеем ездим. Он оператор.

ПС: Мы в курсе!

СД: Я слушателям говорю об этом. Он является народным артистом и лауреатом Госпремии СССР. На кинофестивалях мы с ним вначале говорим какие-то слова, которые настраивают зрителя на просмотр. Затем обязательно идёт показ, после которого мы выходим на творческую встречу, чтобы ответить на вопросы.

ПС: Давайте поговорим  о картине «Девчата». Это один из любимых наших фильмов. Там же Вы исполнили роль телефонистки Анфисы.

СД: «На коммутаторе», «а шляпу так не носят»…

ПС: Вот про это и хотели спросить. Вы сами это придумали или в сценарии были прописаны все эти фразы? 

СД: Это было в сценарии. Я очень люблю эту картину. Это была вторая лента Юрия Челюкина. Роль у меня многострадальная и меня даже хотели с нее снять. Худсовет киностудии «Мосфильм» прописал у себя во всех архивных документах и обсуждениях, что нужно убрать артистку Дружинину потому, что «к такой Рыбников не уйдет».  Художественный руководитель Юлий Яковлевич Райзман тогда сказал: «Пожалуйста, Юрочка, убери все крупные планы этой Дружининой и поменьше показывай её лицо и тела. Вот тогда мы оставим Дружинину в покое,  будет она у тебя играть до конца». 

ПС: В эпизоде, где Вы поправляете причёску перед тем, как идти на танцы, и получаете от Тоси валенком по голове, все по-настоящему было? 

СД: Ну что вы! Здесь много импровизации! Когда мне влетел сзади в затылок валенок по-настоящему, то меня все держали по-настоящему, бегали мы друг за другом по-настоящему, но в пределах. При этом, правда, был громкий крик. Потом даже пришлось все переозвучивать.  «Не выходите за рамки!»- кричал тогда Челюкин. 

ПС: Первой Вашей самостоятельной режиссёрской работой стал фильм «Исполнение желаний». Страшно было первый раз руководить людьми?

СД: По своему гороскопу я Стрелец. А Стрельцы обладают лидерскими способностями. Я всегда была заводилой в своих дворах. Например, в Марьиной роще мы играли в войнушку по всему району. Тогда это был серьезный район, а в нашем дворе были люди, которые состояли в банде  «Чёрная кошка».  

ПС: На самом деле?

СД: Да. И мы знали, кто именно. Она же была рассыпана по всему району, а у нас был один из участников. Он катался на «Харлее», а фары его подсвечивали «Гигантские шаги». Когда же он  раскачивал своих девчонок на «шагах», мы стояли все в тени и думали, как хорошо быть блатными!   

ПС: А сейчас в нашей компании прибыло. Дозвонился до нас Эдуард, который хочет задать вопрос Светлане Дружининой. Здравствуйте, Эдуард!

Эдуард: Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Насколько я знаю, Ваше детство связано с войной, Вы жили в эвакуации в Смоленске…  

СД: Нет, под Сталинградом. Ещё круче!

Эдуард: Волгоград значит. Скажите, как Вы относитесь к тому, чтобы городу вернули его старое название Сталинград?

СД: Положительно. Нас эвакуировали из Москвы под Сталинград на станцию Арчеда. Это была большая школа жизни. Мне было не полных пять лет, и я испытала все ужасы этой сумасшедшей бомбёжки. Переступать всё то, что выдержал город Сталинград в войну, нельзя! Почему мы должны стесняться своего прошлого? Надо всё изучить, надо уметь понимать, а понять – значит простить, а простить – это значит принять.  Да, мы разные, мы много испытали в этой жизни, но нас эта жизнь закалила.

Эдуард: Ещё вопрос. Я слышал, что первые передачи КВН вели Вы и Михаил Державин.

СД: Первую прямую передачу КВН вела Наташа Защипина, затем Наташа Фатеева. Они не выдержали перегрузок прямых передач. Третью передачу и ещё одну уже вела я. Честные, прямые КВНы. У меня даже есть фотография. Это было очень интересно.

Эдуард: А почему Вы ушли?  

СД: Я не ушла, меня просто не пригласили. Вот и всё.

ПС: Это был эпизод?

СД: Это был эпизод в моей жизни. Это была хорошая телевизионная школа. Я ещё вела детские телевизионные передачи между балетной школой и киноинститутом.

Эдуард: Спасибо, Светлана Сергеевна! Очень приятно было пообщаться. Всего Вам доброго! 

СД: Очень приятно было пообщаться.

ПС: Светлана, со своим мужем кинооператором, народным артистом России Вы познакомились во ВГИКе. А правда, что вы были капитанами волейбольных команд?

СД: Да, мы всегда очень любили волейбол. Младший наш сын Мишенька также был волейболистом, поэтому у нас появилась ещё и любимая невестушка – тоже волейболистка, моя Катечка Гамова. Вот такая у нас организовалась семейная волейбольная команда.

ПС: Ещё об одном знакомстве хочется поговорить, а точнее о встрече с композитором «Гардемаринов» Виктором Лебедевым. Как состоялось знакомство? Почему выбрали его и как  песни рождались?

СД: Надо сказать, что вначале всё было на полном отчуждении. Я привыкла к прекрасному композитору Геннадию Гладкову, с которым мы работали над картиной «Сватовство гусара» и лентой «Дульсинея Тобосская» с Наташечкой Гундаревой. Мы были в полной договоренности работать с ним дальше. И поэтому когда вдруг его очаровательная жена, моя тезка Светлана,  позвонила и сказала, что вероятнее всего Генечка не будет со мной писать и сочинять музыку, для меня было большой трагедией. Он тут же позвонил и сказал: «Свет, ты не волнуйся, я тебе такого парня рекомендую! Ты будешь очень довольна. Он лучше меня»!  Но это не имело никакого действия. Первая наша встреча с Лебедевым была натянутой. Он был для меня как нелюбимый муж.  Мы очень медленно находили друг к другу путь. Но затем всё состоялось и мы теперь в нежной дружбе и любви. Я ему очень благодарна. Мы и с Геней помирились. Он мне даже сказал: «Вот видишь, я же не обманул твоих ожиданий».  

ПС: Уважаемая публика, с добрым утром! Светлана Дружинина у нас в студии!

СД: Доброе утро всем слушателям!

ПС: Вы снимаете фильмы об истории России, в частности о 18-м веке, о тайнах дворцовых переворотов. А почему именно эта тема, этот исторический период?  

СД: После ухода из жизни Петра Великого  Россию в течение всего 18 века достраивали женщины.  Я и сама как женщина-режиссёр руковожу своим маленьким государством в виде семьи и съемочной площадки. Мне казалось, что я точнее смогу рассказать всю эту историю.  

ПС: Хотелось бы ещё поговорить о лице иностранного происхождения, которое недавно гражданство получило, а точнее о «начинающем» актере Жераре Депардье. 

СД: Прошу прощения, и пусть меня простит Валечка Гафт, хочу прочитать, не очень точно его эпиграмму, которую он написал в процессе всего этого события.

«Вновь Россия удивила.

Нет такой страны нигде.

В миг она усыновила …Депардье.

Коли русское гражданство

Получить,  как дважды два,

Стать французами в Саранске

Захотела вся мордва.

Запомни мой Жерарчик-

Ровно 200 лет назад,

Когда был в Москве пожарчик,

Мы вас выперли …»  

Ну, это Валя Гафт! Из его песен слов не выбросишь. Можно с ним не соглашаться, но он такой.

ПС: Кстати, о песнях!  Теперь мы бы хотели предложить Вам с нами спеть. Например, возьмём песню из кинофильма «Гардемарины»

СД: Поскакали!

ПС: Браво! Ура! Светлана Дружинина была в студии Ретро FM! Спасибо, что зашли к нам в гости! Заходите, у нас есть помимо кофе ещё и чай.

СД: Спасибо! Обязательно!

28.06.2013.